Логотип, знак и стиль являются элементами визуальной системы идентификации бренда — очень важное положение, которое стоит запомнить и понять, потому что именно системность — признак хорошего фирменного стиля и в целом маркетинговых коммуникаций. В системе каждый элемент несет ее основные признаки, но при этом не является тождественным другим элементам, выполняя свою отдельную функцию. Так, по капле воды можно судить, из какого источника эта капля, но самого источника мы по одному элементу не увидим: вот миллион капель — это уже море.
В фирменном стиле отдельные элементы перекликаются между собой, но все вместе они представляют запоминающуюся, но не надоедающую оболочку бренда. И основные принципы этой системы чаще всего закладываются в создание логотипа и знака.
Итак, логотип — своеобразное начертание названия торговой марки. Разработка логотипа допускает начертание названия или стандартным шрифтом, или с помощью специально спроектированной каллиграфической записи, или даже в виде шрифтовой иллюстрации. У логотипа есть два важных признака: он должен запоминаться и хорошо читаться. Разночтения — очень плохой признак для логотипа. Выпадающая буква — совсем плохо. Вы схватываете название с одного взгляда и, по-хорошему, с этого момента как запоминаете картинку, так и слышите слово в своем сознании. На самом деле, эти две задачи — читаться и быть оригинальным — чаще всего и вступают в противоречие в дизайне. Потому что сделать простую надпись заметной и, по возможности, привязать ее к смыслу торговой марки совсем не просто.
Дизайнеры включают в начертание различные графические элементы, уместные и не совсем. Высокий класс — нарисовать талантливую картинку и вплести ее в начертание слова. Для этого используется несколько приемов. Так прекрасной базой для визуализации тех или иных качеств бренда является сходство различных предметов с буквами (больше всех повезло в этом смысле букве О). Мы можем увидеть на месте литеры «О» солнце, бублик, гайку, рамку, блин, штурвал — зависит от специализации компании.
Обратите внимание, как часто эта замена уместна и удачна: вроде бы художник все сообщил правильно, компания продает отдых под жарким солнышком, солнцу самое место в названии, но фигура не всегда читается, как буква. Чтение затруднено — задача не решена. Однако если визуализация удается, мы получаем изящное решение: сразу и фирменный знак, и логотип.
Тем не менее, легкое прочитывание названия для нас все же приоритет. Оригинальное лицо бренду сделает фирменный знак. Знак, кстати, может быть и отдельными литерами и даже вензелем из логотипа, в некоторых случаях знак может использоваться отдельно от названия и полноценно работать на узнавание бренда. Будет ли знак использоваться самостоятельно или только в сочетании с логотипом, зависит от продуманных заранее вариантов использования фирменной символики.
Предположим, фирменный символ должен украсить телевизоры вашего производства: логично предположить, что потребуется элемент, который сможет использоваться как шильдик, то есть будет высекаться из металла или пластмассы. Возможно, логотип и знак вашей компании должны украсить упаковочные материалы, такие как лента скотча и картонные коробки. Все это повлияет как на формы, так и на сочетания цветов, выбираемых дизайнером, которому поручена разработка фирменного стиля. Все вместе — система, функционирующая рядом с нами, в реальном мире.
Начертание для нанесения на мелкие предметы тампопечатью? Нужны специальные формы логотипа и знака, адаптированные к слегка расплывающейся краске и мелким носителям. Фирменный стиль для авиакомпании? Хорошо, когда самолет компании узнается издалека. Таким образом, правила начертания и использования логотипа и знака разрабатываются дизайнером в обратном порядке: сначала, по возможности, предусматриваются все возможные способы применения фирменных идентификаторов, а потом, учитывая условия применения, разрабатывается концепт логотипа и знака.
Кроме того, следует учесть принятые в категории стилистические направления, формы и цвета, которые очень серьезно отличают, например, аптеки от предприятий тяжелой промышленности. Таким образом, дизайнер, которому поручено продвижение бренда, находится в крайне жестких рамках. Но это и его задача — разработка рамок и границ, примеров допустимого и недопустимого использования фирменного стиля.
Разработка акциденции — это, по сути своей, стандартизация. С того момента, как на свет появляется брендбук с прописанными стандартами, ни один очень талантливый дизайнер не сможет менять расположение элементов на обложке буклета. У визиток навсегда (или, по крайней мере, до рестайлинга) именно такое расположение информационных блоков и именно такая вырубка.
Все это ведет нас к ощущению стабильности, сообщает эту стабильность, порядок и аккуратность всем, кто контактирует с компанией. А это уже, согласитесь, важнейшая имиджевая составляющая, обращающаяся прибылями компании. Поэтому еще раз хочется подчеркнуть: порядок и стабильность есть там, где постоянно и регулярно используется хорошо продуманная система. Система идентификации бренда. Знак, логотип, фирменный стиль.